Как выбрать гидравлические тормоза для велосипеда

Как выбрать гидравлические тормоза для велосипедаВ стремлении улучшить свой байк, многие продвинутые райдеры со временем приходят к необходимости установки гидравлических тормозов для велосипеда.

Как выбрать надежные и качественные тормоза? Консультанты в магазине, как правило, будут предлагать именно те варианты, которые имеются в наличии.

Чтобы подготовиться к покупке основательно, необходимо разобраться в том, как устроены гидравлические тормоза, какие виды систем существуют, и как отличить хорошую качественную гидравлику от некачественной.

Как выбирать гидравлические тормоза для велосипеда

Виды гидравлических тормозов

Гидравлические тормоза отличаются от других тем, что приводятся в действие особой гидролинией, а не тросиком. Усилие при этом передается от ручки тормоза до калипера через герметичный провод, наполненный тормозной жидкостью.

По конструкции такие тормоза делятся на два основных вида:

  • Ободные. Такие тормоза можно встретить довольно редко. Обычно их устанавливают на шоссейники. На рынке ободная гидравлика представлена такими компаниями, как Sram и
  • Дисковые. Встречаются чаще всего. Устанавливаются практически на все маунтинбайк модели от среднего уровня и выше. На рынке представлены такими брендами, как Hope, Magura, Sram, Shimano, Tektro.

Особенности конструкции гидравлических тормозов

Тормозная гидравлическая система состоит их нескольких ключевых компонентов, соединенных в единую систему:

  • Тормозная ручка. Находится на руле велосипеда. Состоит из рычага, передающего усилие, поршня, принимающего усилие от рычага, цилиндра, по которому двигается поршень, продвигающий жидкость в гидролинии.
  • Гидролиния. Это — трубка, соединяющая ручку тормоза и калипер. Гидролиния заполнена тормозной жидкостью.
  • Калипер. Это — тормозная машина, то есть устройство, принимающее усилие, переданное по гидролинии от ручки тормоза, и передающее его на цилиндры. Цилиндры имеют специальные поршни, которые, при передачи усилия, выдвигаются и сжимают колодки. Колодки зажимают между собой ротор или тормозной диск. Ротор при движении колеса находится в статичном положении. Если же тормоза ободные, зажимается обод колеса байка.

Принцип работы гидравлических тормозов

Сила давления обратно пропорциональна площади поршней. То есть чем больше площадь принимающих на себя усилие поршней, тем выше сила давления и сила сжатия колодок поршнями.

Чем большую силу торможения мы хотим получить, тем большего размера должны быть поршни, находящиеся в калипере, по отношению к самой тормозной ручке. Также чем большее количество поршней имеет калипер или чем больше их размеры, тем большего размера должен быть рычаг в ручке. Это поможет компенсировать потери в длине хода поршней, принимающих на себя усилие.

Плюсы и минусы гидравлических тормозов

Сравнивать мы будем гидравлику с обычными тросовыми тормозами (механическими). Естественно, гидравлика имеет ряд преимуществ, но есть и нюансы, которые можно отнести к недостаткам.

устройство тормозов

Плюсы конструкции:

  • Хорошая сила торможения, легкое и удобное нажатие на ручку тормоза. Физические свойства конструкции позволяют достичь высокой силы торможения без прикладывания больших усилий. Управление тормозной ручкой можно осуществлять одним или двумя пальцами, система очень чувствительна к нажатию. При этом сила тормозов может быть очень высокой.
  • Модуляция. Гидравлические тормоза имеют плавное повышение уровня тормозного усилия. При желании можно резко нажать на ручку тормоза и получить резкое торможение. При легком нажатии возможно прекрасно мягко притормозить.
  • Надежность. Если вовремя проводить технические обслуживание системы, в силу своей закрытой конструкции гидравлика прослужит долгие годы. Такие тормоза намного более износостойкие, чем механические аналоги.
  • Высокая скорость реакции на нажатие ручки тормоза.
  • Отсутствие необходимости частой настройки механизма.
  • Меньший тормозной путь.
  • Возможность использования системы в дисциплинах с высокой степенью нагрузки на тормоза.

Минусы гидравлический тормозов:

  • Необходимость в техническом обслуживании. Гидравлический контур время от времени стоит прочищать от скопившихся пузырьков воздуха. Для этого система прокачивается: перезаливается тормозная жидкость.
  • Сложность обслуживания на ходу. Если неисправность застала вас в полевых условиях, ремонт не обойдется парочкой шестигранников, как у механических тормозов. Для прокачки гидравлики вам понадобится тормозная жидкость, шприцы, трубочки. Однозначно требуется и больше времени на работу.
  • Уязвимость мелких деталей, риск протечки конструкции.
  • Невозможность монтажа стандартного багажника.
  • Цена. Из-за более продвинутой конструкции, цена гидравлических тормозов может быть от высокой до очень высокой.

Несмотря на все описанные недостатки, стоит отметить, что никакая механика не способна конкурировать с надежной гидравликой. Качество катания от установки гидравлических тормозов существенно улучшается. Высокая цена и необходимость технического обслуживания не способны отбить желание приобрести такие тормоза у тех, кто хоть раз попробовал прокатиться с гидравлическими тормозами.

Различия гидравлических систем

Тормоза такого типа различаются по нескольким параметрам. Рассмотрим их подробнее.

Различия по виду тормозной жидкости

Жидкость бывает нескольких видов:

  1. Минеральное масло или Mineral Oil. Встречается чаще всего. Такой вид масла не опасен для краски велосипеда и его пластиковых деталей при случайном попадании на них. Минеральное масло выпускается такими брендами, как Magura, TRP, Formula, Campagnolo,
  2. Дот. (DOT 4.1, DOT 5.1). Встречается у брендов Sram и Hope. От минерального масла отличается другим химическим составом. Данное вещество более едкое. При случайном попадании на окрашенные детали велосипеда или пластиковые элементы, как можно скорее удалите его ветошью или бумагой.

Различия по виду калипера

Есть несколько стандартов крепежа калипера. Калипер закреплен на вилке или раме велосипеда. Он может быть установлен на переднее или заднее колесо. Размер ротора также определяет место положения калипера. Чтобы не путаться в конструкциях, были введены особые стандарты. Рассмотрим их подробнее.

  1. PM – Post Mount — самый распространенный вариант. Почти все современные модели имеют PM крепление.
  2. IS – International Standart. Данный вариант можно назвать устаревшим, в современных байках его практически невозможно встретить, разве что на дешевых велосипедах из супермаркета.
  3. FM – Flat Mount. Стандарт встречается редко и применяется чаще всего на циклокроссах и шоссейниках.

Различия по типу крепления ротора

фото тормозной системы в двух ракурсах

Здесь также имеется несколько стандартов, определяющих место крепления ротора к колесной втулке. Сам по себе ротор не входит в гидравлическую систему, но при выборе тормозов вы непременно столкнетесь с выбором данного элемента.

  1. Центрлок или Centerlock. Является стандартом компании Shimano. Бренд выпускает роторы и втулки, рассчитанные на шесть отверстий.
  2. Шесть отверстий или 6-Hole. Является стандартом компании Sram.
  3. 4, 5 отверстий. Вариант встречается очень редко. Но стоит его отметить.

Различие по уровню торможения

Если все описанные раннее особенности влияли только на конструкцию и не имели влияния на качество тормозов, то описанные ниже параметры существенно влияют на качество работы самой системы.

Виды ротора

Есть несколько вариантов роторов:

  1. Однослойный из цельного стального диска. Является самым недорогим вариантом.
  2. На пауке. Такой ротор состоит из нескольких деталей, соединенных между собой. Внутренняя часть диска или паук обычно изготавливается из алюминия. Именно этот материал позволяет лучше рассеивать тепло, выделяемое при трении колодок об диск.
  3. Плавающий. Также вид ротора на пауке. Отличается видом крепления паука к тормозной площадке. Оно осуществляется с помощью особой заклепки. Система хорошо отводит тепло за счет просвета между слоями диска.

Размер ротора

От диаметра этой детали напрямую зависит скорость торможения. Чем больше диаметр ротора, тем больше его вес. Тем выше стоимость конструкции и выше уровень нагрузки на скручивание. Тем больше силы передается на раму, вилку и спицы колеса.

Основными размерами ротора являются:

  • 140 мм.
  • 160 мм.
  • 180 мм.
  • 203 мм.

!Важно

Нельзя просто взять и установить на байк самые большие диски размера 203 мм. Есть рекомендации производителей, которые необходимо соблюдать. Рамы и вилки рассчитаны только на определенный размер ротора. Следует отметить, что в установке большого ротора часто просто нет смысла. Для горного или прогулочного байка просто не за чем иметь огромный ротор. В эксплуатации этих велосипедов вы просто не столкнетесь с ситуациями, когда вам может потребоваться такое торможение.

Различие по виду колодок

Колодки отличаются друг от друга видом материала, форм-фактором. Именно материал колодки существенно влияет на силу торможения. Рассмотрим виды колодок по их нарастающей мощности:

  • Органические. Имеют хорошую модуляцию, но относительно слабую силу торможения (слабое трение)
  • Полиметаллические. Хорошая модуляция, более высокая сила торможения.
  • Металлические. Имеют среднюю модуляцию, высокий уровень силы торможения.
  • Керамические. Самые редкие, самые дорогие, но и самые мощные.

Различия по количеству поршней

Этот параметр наиболее сильно влияет на мощность гидравлических тормозов. Существует несколько вариантов конструкции:

  • Два поршня, по одному с каждой стороны ротора. Этот вариант является самым распространенным. Почти все байки с гидравлическими тормозами имеют именно два поршня. Конструкция самая бюджетная. Встречается как на базовых, так и на топовых моделях. Мощности двухпоршневой гидравлики с головой хватает почти всем райдерам.
  • Четыре поршня. Од два с каждой стороны ротора. Этот вариант выбирают любители агрессивного катания. Встречается по экстремальных видах велоспорта: эндуро, даунхилл, фрирайд. Вариант дает более эффективное торможение, лучшее отведение тепла. Используется в дисциплинах, имеющих повышенную нагрузку на тормоза.

Скорость отведения тепла напрямую влияет на эффективность тормозов. Там где нагреются и перестанут срабатывать обычные тормоза, на помощь придет четырехпоршневая гидравлика.

  • Шесть поршней. Данная модификация встречается крайне редко. Производится, как правило, в Китае. Не имеет особых преимуществ перед конструкцией с четырьмя поршнями.

На чем остановить выбор

  1. Для стандартных велосипедных тренировок в стиле кросс-кантри, гонок и прогулок среднего уровня, где отсутствует необходимость частого мгновенного торможения, можно выбрать следующий набор гидравлики:
  • Тормозные ручки среднего ценового сегмента.
  • Калипера с двумя поршнями.
  • Роторы: однослойные (без паука), 160 мм. спереди и 140/160 мм сзади.
  • Органические колодки.
  1. Для любителей агрессивной езды в стиле трейл, All mountain, 4X стоит рассмотреть модификации, хорошо отводящие тепло:
  • Тормозные ручки среднего ценового сегмента.
  • Калиперы с 2 или 4 поршнями.
  • Роторы на пауке. 180 мм. спереди и 160-180 мм. Сзади.
  • Полуметаллические колодки.
  1. Если же вы выбираете тормоза для спуска по отвесным скалам, придется раскошелиться на топовые конфигурации для гидравлики:
  • Тормозные ручки ценового сегмента от среднего до высокого.
  • Калипера на четырех поршнях.
  • Плавающие или обычные роторы на пауке, спереди 203 мм. Ротор, сзади — 180-203 мм.
  • Металлические колодки.

Цена

Можно условно разделить все предлагающиеся на рынке конструкции на бюджетные, средние по цене и топовые. Полный комплект гидравлики в среднем можно купить за:

  • 80-110$ — бюджетные. Недорогие, но качественные комплекты Hayes Radar, Magura MT SPORT, Magura MT5e, SRAM Level T, Shimano Deore.
  • 150-210$ — тормоза среднего уровня. Для более требовательных байкеров. Magura MT Trail Sport, Magura MT5, SRAM Guide RS, SRAM Code R, SRAM Level TLM, Shimano SLX, Shimano ZEE, Shimano XT.
  • 340-400$ — топовые варианты. Используются для маунтинбайка. Кормплекты Formula Cura 4, TRP Slate T4, Magura MT7 Pro, SRAM Guide Ultimate, SRAM Code RS, Shimano XTR, Hope Tech 3 V4.

Для дорожных дисциплин дело не ограничивается 300$. Здесь не предел и цена в 500$. Титан и карбон не стоят дешево. Выбирайте комплекты Campagnolo Super Record, SRAM Rival 22 FM HDR, Shimano Ultegra, SRAM Red 22, Shimano Dura Ace.

!Важно

Существуют также начальный уровень оборудования. Мы его не учитываем. Качество таких комплектов оставляет желать лучшего. Выбирайте бюджетные модели проверенных производителей.

Обзор популярных моделей гидравлических тормозов

  • Shimano Deore

Лидирующая модель в мировом рейтинге базового уровня. Тормоза от японской компании Shimano. Имеют резьбовое или зубчатое крепление ротора, два вида колодок в комплекте.

Модель отличается четко работой тормозного цилиндра, моментальным реагированием системы на нажатие.

Некоторые владельцы отмечают клацанье ручки, которое может раздражать. В целом же модель полностью оправдывает вложенные в нее средства и имеет положительные отзывы.

  • CLIM 8 CLARK`S

Бюджетная всепогодная модель. Имеется дополнительная защита гидрашлангов. Калипер имеет шесть цилиндров. Из минусов можно назвать чуть больший вес конструкции по сравнению с аналогами, частую необходимость подгонки модели по размерам при установке.

ИтогиГидравлические тормоза невероятно комфортны в использовании. Зная параметры конструкции и ориентируясь в различиях предлагаемых конфигураций, вы легко подберете для себя оптимальный вариант.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий