Как правильно переключать передачи на велосипеде: необходимая теория

Как правильно переключать передачи на велосипеде: необходимая теорияПравильное переключение передач на велосипеде освоить достаточно просто. Ключом к успеху является сочетание знания правильной теории с практикой. Для начала стоит рассмотреть принцип работы трансмиссии, а также ознакомиться с правилами выбора подходящих звезд.

Не стоит забывать и таком понятии, как каденс. Для того чтобы максимально продлить срок эксплуатации деталей велосипеда, важно использовать только правильные сочетания звезд. Обо всем этом, а также о многом другом мы поговорим в сегодняшней статье.

Как правильно переключать передачи на велосипеде: необходимая теория

Для чего необходимы скорости на велосипеде

Неправильно думать, что чем больше скоростей на велосипеде, чем лучше. Для каких-то направлений данного вида спорта не требуется ничего, кроме одной скорости. Для обычного повседневного катания вполне хватает нескольких скоростей, например, 7. Главное — уметь правильно пользоваться ими. Активному райдеру семи скоростей будет маловато. Для интенсивного катания покупаются байки с количеством скоростей от 18 и выше.

Ранее было все довольно-таки просто. Велосипеды оснащались одной единственной скоростью. Преимуществом такого байка было то, что цепь, как правило, служила довольно долго. Зачастую — десятилетиями. В односкоростной трансмиссии элемент не перекашивался и не растягивался. Его практически невозможно было повредить при катании.

Многоскоростные трансмиссии при умелом обращении помогут райдеру полностью раскрыть способности велосипеда. Однако стоит учитывать и то, что при неправильном переключении практически наверняка не удастся прочувствовать всех его преимуществ. У многих владельцев велосипедов зачастую используются самые ходовые сочетания звезд, а остальные простаивают.

Стоит также помнить о том, что большее количество звезд содержит трансмиссия, чем меньшую ширину имеет цепь велосипеда, и тем менее устойчивой она является к механическим повреждением. Добавим ко всему, что при использовании крайне противоположных звезд элемент перетягивается настолько сильно, что это может привести не только к порче цепи, но и к более быстрому износу самих звезд.

большее количество звезд содержит трансмиссия

И все же, в современных байках без скоростей практически не обойтись. Именно многоскоростные трансмиссии позволяют подобрать оптимальную частоту вращения педалей — каденс. Этот параметр исключительно важен для здоровья суставов райдера. Чрезмерная нагрузка приводит к ухудшению здоровья коленей и связок. Давайте представим это на практике: ехать в гору на одной, «тугой» передаче трудно. Практически наверняка придется усиленно нажимать на педали или даже ехать стоя.

При использовании «легкой» скорости райдер преодолеет подъем гораздо комфортнее. Не придется перетруждаться: крутить педали будет легко и просто.

Схема работы механизма

Принцип переключения передач трансмиссии заключается в перебрасывании цепи велосипеда с одной звездочки на другую. Передние звезды, расположенные около педалей, называются системой. Задние звезды находятся рядом со втулкой колеса велосипеда.

Трансмиссия двухколесного транспорта состоит из каретки, шатунов, цепи байка, переднего и заднего переключателей (манеток или шифтеров).

Виды трансмиссии

Существует всего два вида механизма: с внутренним и внешним переключением.

Внутреннее переключение

При такой конструкции механизм находится внутри планетарной втулки. Среди плюсов данного варианта можно назвать повышенную устойчивость к погодным условиям, а также то, что скорости можно переключать в состоянии покоя.

Недостатками конструкции является довольно большой вес, а также сложность осуществления ремонта в домашних условиях.

Внешнее переключение

Такой вариант применяется довольно часто. Среди его преимуществ умеренный вес, простота конструкции, довольно невысокая стоимость, хороший диапазон передач.

Минусами являются: повышенная восприимчивость к погодным условиям, частая необходимость технического обслуживания, повышенная вероятность возникновения поломки в случае падения, невозможность переключения скоростей в режиме остановки.

Правила переключения скоростей

Перейдем к основным правилам переключения скоростей. Они подходят для всех типов трансмиссий: с 7, 18, 21, 24, 27 или 33 скоростями:

  • Переключать скорости стоит на ходу. Это важно для минимизации нагрузки на цепь. Исключение составляют лишь планетарные втулки. При их наличии скорости можно переключать даже в положении покоя.
  • Следует выработать привычку управления скоростью велосипеда при помощи переключения передач трансмиссии. Уровень физических усилий педалирования в идеале должен оставаться примерно одинаковым.
  • В обязательном порядке важно придерживаться рекомендаций по правильному комбинированию звезд. Как мы уже упомянули, стоит избегать крайне противоположных положений передних и задних звезд.
  • Важно регулярно проводить техническое обслуживание велосипеда. Это можно научиться делать самостоятельно при помощи фото и видео инструкций, или же можно доверить работу специалистам.
  • Для смазки трансмиссии лучше использовать специально предназначенные для работы с механизмом силиконовые составы.
  • Сменять одну передачу на другую следует при неподвижных педалях.
  • Если вы только начинаете учиться переключать скорости, делайте это по порядку. Не перепрыгивайте через передачи.
  • Если при нажатии на ручку переключения вы слышите клацанье, это означает, что перекидка цепи произведена не полностью, и необходимо дожать переключатель. Если ситуация повторяется слишком часто, с большой долей вероятности необходима настройка системы переключения. Возможной причиной также может выступать слишком растянутая цепь. В таком случае ее необходимо заменить на новую.

Подходящая скорость трансмиссии выбирается, исходя из параметров дороги. Для плавного спуска с горы подходит более «тугая» передача. Для подъема — легкая.

Оптимальный каденс велосипеда

Когда речь заходит о правильном переключении, нельзя оставлять без внимания вопрос подбора комфортной частоты вращения.

Каденс велосипеда — это число оборотов педалей за одну минуту. Универсального показателя не существует. Частота вращения подбирается индивидуально, исходя из параметров дороги и уровня физической подготовки райдера. Учитываются погодные условия, наличие встречного ветра, наклон дороги, а также самочувствие велосипедиста.

Слишком низкий каденс может негативно отразиться на здоровье суставов. Повышенная частота вращения (более 90 оборотов) приведет к усталости велосипедиста, не имеющего спортивной подготовки.

Подсчитать каденс несложно. Для этого необходимо отследить, сколько раз за минуту нога (левая или правая) поднимается в самое высокое положение.

Для новичков подойдет каденс в 60 или 70 оборотов. Продолжающим может быть комфортна частота в 90, а то и 100 оборотов.

Каденс имеет особое значение в профессиональном спорте. Так, для шоссейного направления оптимальным параметром является вращение со скоростью от 90 до 110 оборотов в минуту.

Для кросс-кантри дисциплин частота педалирования составляет от 70 до 90 оборотов в минуту.

Новичкам необходимо найти комфортный уровень педалирования и придерживаться его во время тренировки.

Переключение скоростей при подъеме

Идеальным с точки зрения минимизации нагрузки на механизм трансмиссии является переключение скоростей заблаговременно, перед началом подъема. Однако неверно полагать, что если покорение вершины уже началось, то переключить скорость нельзя.

переключение скоростей заблаговременно

Конечно, можно. Если вы чувствуете, что без этого не обойтись, и вам некомфортно, стоит подобрать более подходящую скорость. Делается это при помощи аккуратного переключения на самом плавном этапе дороги или же тогда, когда вам не приходится прилагать значительных усилий при педалировании. И, конечно же, в таких условиях нельзя перескакивать через звезды. Переключать их стоит последовательно.

!Важно:

При подъеме в гору нельзя переключать звезды в системе (передние звездочки). Их настройку стоит выполнить заранее.

Алгоритм подбора сочетания звезд

Главная задача, которую помогает решить многоскоростная трансмиссия заключается в сохранении ровного ритма педалирования. Педали должны крутиться с легким усилием: не чрезмерным и не слишком маленьким.

Сочетание самой маленький звездочки системы с самой крупной звездой заднего колеса дает самую большую мощность. Оно применяется для покорения крутых подъемов. При приближении к препятствию стоит заранее перебросить цепь на меньшую звезду в системе.

Если выставить спереди самую большую звезду, а сзади — самую маленькую, мы получим самую высокую скорость.

Специалисты советуют осваивать управление скоростями с катания на средней звезде системы. При этом важно освоить принцип работы трансмиссии при помощи переключателя задних скоростей. Если дорога идет под гору, и мощности задних звездочек не хватает, плавно перейдите на большую звезду системы.

Количество скоростей в трансмиссии зависит от количества звезд. Если в системе имеются 3 звезды, а сзади — 9, то на выходе мы получаем 27-скоростную трансмиссию. Пользоваться всеми передачами необязательно.

Не стоит гнаться за количеством скоростей и из-за того, что технологии не стоят на месте. Современные байки часто имеют 1 переднюю звездочку и 12 задних. Такой набор способен полностью перекрыть возможности 2-скоростной трансмиссии стандартной конструкции. Выиграет современный вариант и по весу, и по удобству обслуживания.

Правила подбора сочетаний звезд

Если вам трудно освоить в теории правило об избегании крайних положений цепи, просто взгляните на звездочки и оцените картину. Если вы видите, что цепь перекошена, стоит выставить среднюю скорость. Золотая середина поможет вам сохранить работоспособность трансмиссии как можно дольше.

Главное правило здесь состоит в подборе шестеренок примерно в одной плоскости. Выставив удачное положение, запомните его.

Ниже мы рассмотрим наиболее практичные комбинации звездочек, которые пригодятся начинающим:

  • Для передвижения по гладкой дороги идеальным вариантом будет выставление самой большой звезды системы и использование задних звезд в диапазоне от 4-й по 8-ю.
  • Для передвижения по дороге с незначительными неровностями, например, при езде по грунтовке, следует использовать среднюю звезду системы и задние звезды с 3-й по 6-ю.
  • При активном преодолении подъема в гору, а также сильном встречном ветре или покорении песчаных или заросших травой участков, следует выбрать меньшую звезду системы в сочетании с 1-й, 2-й или 3-й ведомыми звездочками.

Рекомендации по уходу за механизмом

Все части трансмиссии велосипеда следует регулярно очищать от пыли и грязи, а также смазывать подходящими для этого составами.

Не стоит увлекаться катанием по грязи или лужам, а такжепреодолением песчаных участков, например, пляжа. После катания в дождливую погоду стоит насухо протереть цепь велосипеда и нанести новую смазку.

Будьте внимательны к деталям велосипеда. Прислушивайтесь, не возникают ли при педалировании посторонние звуки. Обращайте внимание на состояние цепи. Следует регулярно производить замер ее длины для того, чтобы избежать чрезмерного растяжения.

Специалисты советуют менять цепь каждые 5000-6000 километров. Для снятия элемента следует приобрести специальный инструмент — выжимку.

Заключение

Современные многоскоростные трансмиссии существенно повышают уровень комфорта при педалировании. Как только вы научитесь грамотно пользоваться переключателями передач, вы сможете в полной мере раскрыть возможности вашего велосипеда. Четкость переключения зависит от исправности деталей механизма. Не пренебрегайте уходом и регулярно проводите техническое обслуживание трансмиссии. Для минимизации нагрузки на цепь и звезды, соблюдайте правила, описанные в нашей статье.

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий