V-brake тормоза для велосипеда: обзор моделей

V-brake тормоза для велосипеда: обзор моделейТормоза V-brake являются одним из самых популярных механизмов. Их устанавливают на самые различные модели велосипедов. В настоящий момент они немного сдают свои позиции. Их все чаще замечают дисковыми аналогами.

Однако о конечных результатах такой конкуренции говорить пока что рано. Конструкторы и разработчики постоянно стремятся к совершенствованию конструкции. Примером тому служат последние разработки от Tektro, Shimano и Avid.

Вибрейки совершенно точно рано списывать со счетов. В сегодняшней статье мы рассмотрим вопросы настройки и регулировки v-brake тормозов, а также поговорим о целесообразности их замены на дисковые варианты.

V-brake тормоза для велосипеда: обзор моделей

Особенности, устройство, анализ

Особенности механизма

Тормоза v-brake устанавливаются на руль или раму велосипеда. Их прижимные колодки одновременно примыкают к колесному ободу. При правильных монтаже и настройке механизмы такого типа не уступают по эффективности и удобству дисковым аналогам.

Единственным ограничением в их применении является установка на клещевидные модификации.

Плюсами v-brake моделей являются умеренная стоимость, малый вес, простота регулировки. По всем этим параметрам такие тормоза превосходят дисковые модели.

Итак, давайте разберемся в том, как работают тормоза вибрейк.

Устройство v-brake тормозов

Тормоза такого типа на сегодняшний день являются самым мощным вариантом ободных механизмов. По своей эффективности они превосходят как кантилеверные варианты, так и клещевые тормоза.

Тормоза вибрейк состоят из:

  • Рычага. Нажимной механизм находится на руле велосипеда.
  • Тросика. Элемент заключен в жесткую оболочку и имеет упорные гильзы, находящиеся в пазухах винтов для настройки.
  • Передающих рычагов, монтированных на раму велосипеда.
  • Тормозных колодок, зажимающих обод колеса при нажатии рычага на руле.

Плюсы и минусы v-brake тормозов

Передающих рычагов, монтированных на раму велосипеда.

Среди преимуществ можно отметить:

  • Минимальную нагрузку на ось и спицы.
  • Небольшой нагрев колеса.
  • Простые настройки, которые возможно осуществить интуитивно.
  • Низкую стоимость.
  • Наличие опции замены бюджетного варианта на более продвинутый.
  • Небольшой вес. Практически все байки с тормозами вибрейк легче аналогов с дисковыми вариантами на пару, а то и тройку килограмм.
  • Отсутствие проблем с покупкой комплектующих и запчастей.

Из недостатков можно назвать:

  • Износ обода при эксплуатации в плохих условиях.
  • Снижение эффективности работы тормозов при влажной погоде. Система начинает давать сбои при намокании.
  • Довольно малый срок годности тормозных колодок и их быстрый износ.
  • Некорректную работу тормозов в случае «восьмерки» на колесах.
  • Повышенную нагрузку на раму велосипеда при совершении торможения.

Как правильно выбирать?

Гидравлика или механика

Большинство моделей имеет механические системы тормозов. Гидравлика устанавливается только на продвинутые спортивные велосипеды.

В таких системах тросик заменен трубками с тормозной жидкостью. При нажатии рычага на руле усилие передается на тормозные цилиндры. После чего перемещаются поршни, толкающие тормозные колодки.

Тормоза такого типа отличаются практически мгновенной передачей импульса. Гидравлика имеет высокую эффективность работы.

Минусами системы можно назвать необходимость установки особо прочных рычагов, довольно большой вес механизма и повышенную нагрузку на раму велосипеда.

Все это требует использования самых прочных материалов. Для рычага применяются самые надежные сплавы. Рама и вилка велосипеда должны обладать высокой устойчивостью к нагрузкам.

Также необходимо учитывать невозможность ремонта механизма в домашних условиях. Процедура требует наличия специального оборудования.

Гидравлика в вибрейк моделях применяется довольно редко. Ее устанавливают только на триал байки, используемые в гонках с препятствиями. Там, где требуется мгновенная остановка и присутствуют высокие нагрузки на все узлы велосипеда.

От чего зависит качество торможения

Качество работы тормозной системы в большой степени зависит от правильности установки и настройки механизма.

Правый и левый рычаги отличаются друг от друга. Их практически невозможно перепутать. На правом рычаге по ходу движения обычно располагается упорный винт, в который вставляется опорная гильза троса. Левый рычаг имеет хомут для зажима конца тросика.

При замене старой модели вибрейков на новую стоит обращать внимание на правильное положение этих элементов.

Особое внимание следует уделить и фиксатору, расположенному рядом с отверстием для рычажных осей. Элемент необходимо вставить в одно из отверстий. Делается это после закрепления рычага на оси.

После установки тормозной системы следует протестировать ее работу. Для этого осуществляется серия пробных нажатий на рычаг тормоза. Возможно, потребуется дополнительная регулировка. Если тормоза слишком слабые или чрезмерно тугие, следует переместить фиксатор в другое отверстие. Таким образом меняется натяжение троса.

Также следует отрегулировать тормозные колодки. Особую важность имеет положение элементов. Они должны быть установлены строго перпендикулярно ободу и векторным рычагам.

При нажатии на ручку тормоза колодки должны прилегать к ободу одновременно. Если условие выполнено, можно прочно зафиксировать элементы при помощи креплений.

Завершающим шагом регулировки ободных вибрейков является настройка тросика. Она осуществляется при помощи вращения винтов, упирающихся в гильзы. Необходимо найти такое положение, в котором возможен свободный ход тросика в его оболочке.

Стоит также проверить положение векторных тормозных рычагов. Для этого следует несколько раз нажать на рукоятку тормоза. Рычаги при этом должны отклоняться на одинаковый угол. Настройка производится при помощи регулировки отводящих пружин путем изменения положения винта. Если рычаг отклоняется недостаточно, следует закрутить крепление. Если слишком сильно — ослабить его.

Рейтинг вибрейков. Сравнение моделей

Модели от Shimano

Японский производитель выпускает довольно много моделей самого разного уровня, от бюджетных до топовых.

  • Shimano XT

Тормоза данной модели изготовлены из топовых материалов. Они рассчитаны на эксплуатацию при любых погодных условиях. Пользователи отмечают, что модель не требует частой настройки. Достаточно лишь проводить ТО дважды в год: перед началом сезона и по его окончании.

Модификации LX и XTR могут использоваться даже в экстремальных направлениях велоспорта. Из недостатков модели можно отметить скрип шарниров и их небольшое расшатывание. Варианты XTR рекомендуется использовать на заднем колесе байка.

  • Shimano Alivio \ Acera

Варианты представляют собой базовые бюджетные варианты. Они устанавливаются на прогулочные модели велосипедов, рассчитанные на спокойное катание. Модели требуют более частой настройки по сравнению с дорогими вариантами.

  • Shimano Deore \ LX

Разница между данными моделями заключается в том, что вариант LX имеет картриджные колодки, которых хватает на пару месяцев самой активной эксплуатации под высокой нагрузкой. В спокойных условиях, например, при фитнес тренировках таких колодок хватит на весь сезон катания. Модель прекрасно показывает себя и в зимних условиях.

Тормоза Deore представляют собой бюджетный и более слабый с технической точки зрения вариант. Их эффективность в большей степени зависит от состояния дороги и погодных условий.

Рычага. Нажимной механизм находится на руле велосипеда.

Модели от Avid

  • Avid single digit 3 (SD3)

В среде райдеров такие тормоза носят название «трёшки». Модель довольно сложно найти в продаже, однако можно сделать заказ через самого производителя. Конечно, опция обходится дорого, однако покупатели отмечают, что модель полностью оправдывает свою стоимость.

Тормоза считаются одними из лучших вариантов для городского катания и тренировок на ровном грунте. При грамотной эксплуатации их хватит на пару сезонов. Среди недостатков можно отметить довольно слабые тормозные накладки. Именно поэтому стоит позаботиться о наличии запасных элементов.

  • Avid single digit 5 (SD5)

Модель прекрасно подходит для велосипедного туризма и выдерживает поездки на длительные дистанции. При катании по 80-100 километров за раз тормоза выдержат 1-1.5 сезона. После чего с большой вероятностью возникнут проблемы с пружинами векторных рычагов.

  • Avid single digit 7 (SD7) и SL

Модели представляют собой идеальный вариант по соотношению цены и качества. Тормоза не теряют своих свойств даже после преодоления 8000 километров. Система работает четко, без сбоев. Пользователи отмечают, что металл рычагов и пружин устойчив к любым погодным условиям. Стоимость каждого рычага составляет от 1000 до 1500 рублей.

В модификации CD7 болты изготовлены из титана. Оба варианта модели оснащены регулировочными болтами, подходящими под шестигранный ключ.

  • Тормозные ручки Avid FR-5

Стоимость каждого рычага составляет около 4500 рублей. Модель обладает высоким уровнем модуляции. В нее установлены мощные пружины. Обычные втулки скольжения заменены «промами».

Модели от Tektro

Компания производит довольно чувствительные к настройкам вибрейки. Продукция отличается самыми демократичными ценами. Одна сторона (векторных рычаг) стоит порядка 200-500 рублей.

На выбор имеются также более мощные модели, оснащенные крепкими пружинами. Их цена может достигать 900 рублей.

Срок эксплуатации при умеренных нагрузках составляет около двух сезонов. Далее следует следить за состоянием пружины и своевременно обновлять механизм.

Система является простой и выносливой. В ее названии обычно фигурирует сама модель велосипеда. Например: «Scott», «Merida», Orbea» и т.д.

Установка и испытания

Установка системы

При установке тормозной системы следует соблюдать описанные ниже правила:

  • Следует зафиксировать рычаги механизма на раме велосипеда.
  • Тормозной трос продевается в отверстие тормозной ручки.
  • Ручка фиксируется на руле велосипеда.
  • Провод вставляется в паз для тормозного тросика, расположенный на раме.
  • Трос соединяется с рычагами.
  • Устанавливается пружина.

Как видите, фиксация тормозной системы довольно проста. После выполнения установки необходимо перейти к тестированию механизма и его настройке.

Испытание тормозной системы

Процедуру следует выполнять на холостом ходу. Для этого байк устанавливается таким образом, чтобы переднее колесо не соприкасалось с поверхностью дороги. Следует раскрутить колесо, после чего резко нажать на ручку тормоза. Если колесо сразу остановилось, тормозная система работает хорошо. Ту же самую процедуру проводят для тестирования заднего тормоза.

Следует также обратить внимание на работу тормозной ручки. Она не должна задевать руль. Если это происходит, необходимо увеличить натяжение троса.

Для выполнения процедуры следует подтянуть крепежные болты. Если это не помогает, следует найти конец тросика и открутить его крепеж. Необходимо зажать тросик при помощи плоскогубцев и слегка потянуть его на себя. После чего крепеж ставится на место.

Далее в обязательном порядке оценивается работа тормозных колодок. На них имеются углубления, предназначенные для стока загрязнений. Если углубления отсутствуют, значит колодки изношены и требуется замена старых элементов на новые.

Далее следует перейти к проверке тормозных рычагов. Если элементы двигаются плохо, это может привести к усилению трения колодок об обод, что негативно отразится на работе тормоза. Элементы следует снять, очистить от грязи и смазать. После чего производится монтаж рычагов на прежние места.

Пошаговая регулировка и настройка v-brake

Перед настройкой тормозов особое внимание следует уделить состоянию колес. Если обнаружены «восьмерки», их следует устранить. Нарушения такого типа приведут к некорректной работе системы.

Для настройки тормозов понадобятся:

  • 5-миллиметровый шестигранник
  • крестообразная отвертка

Важно качественно выполнить настройку механизма. Если проигнорировать этот шаг, могут возникнуть неполадки даже в самых дорогих моделях вибрейков. При грамотной настройки и самые бюджетные системы будут работать без перебоев хотя бы один сезон.

В обязательном порядке следует отрегулировать натяжение тросика. Для этого необходимо нажать на тормозную ручку и проверить реакцию колодок. Затрудненный ход ручки указывает на чрезмерное натяжение, которое может привести к неисправности оплетки. Для решения проблемы следует ослабить трос.

Алгоритм регулировки натяжения троса

  • Необходимо вынуть из отверстий крючки пружин.
  • Далее следует ослабить анкерный болт.
  • Следующим шагом регулируется натяжение тросика. Идеально, если при нажатии тормозной ручки между ней и рулем остается зазор в несколько миллиметров.
  • Теперь необходимо зафиксировать анкерный болт.

Если на тросике обнаружены повреждения, его следует заменить на новый.

Совет:

Всегда берите с собой в дальние поездки запасной трос и инструменты для его замены.

Следующим шагом выполняется регулировка колодок. При настройке следует учитывать описанные ниже параметры:

  • Необходимо действовать по инструкции к механизму.
  • От края обода до колодки должен оставаться зазор, размер которого указан в документации к товару.
  • Колодки должны быть параллельны ободу колеса.
  • Детали следует устанавливать строго напротив друг друга.

Следует обратить внимание и на тормозные ручки. Они должны быть расположены так, чтобы до них было удобно дотянуться. Обычно положение подгоняется под параметры рук райдера.

Для регулировки используется крепежный винт. Элемент ослабляется, после чего деталь ставится в удобное для вас положение. Далее следует закрепить винт.

Совет:

Если тормоза скрипят, следует произвести настройку положения колодок. При помощи шестигранника следует ослабить крепежный винт и отрегулировать положение колодок таким образом, чтобы их передний край ударялся об обод первым. Это поможет избегать характерного визга тормозов при их использовании.

Есть ли смысл менять v-brake на диски

Многие владельцы двухколесного транспорта интересуются вопросом, насколько оправдана замена вибрейков дисковыми аналогами.

Стоит учитывать, что для работы понадобятся:

  • Гидролиния (если модель является гидравлической).
  • Тормозной набор.
  • Новое колесо (или же можно купить новую втулку и заменить спицы старого колеса).

Необходимо также учитывать то, что вилка или рама должны иметь подходящие для новой модели проушины.

Если вы хотите установить тормоза на оба колеса, придется покупать два комплекта. Практически наверняка для установки будет необходимо обратиться  в веломастерскую. Это стоит помнить при планировании бюджета.

Опытные райдеры говорят о том, что замена старой тормозной системы на новую потребует от вас от 5000 до 15000 рублей. Согласитесь, что замена целесообразна только в том случае, когда ее осуществление поможет вам достичь каких-либо спортивных или других важных результатов.

Если же сама стоимость вашего байка меньше цены тормозов, лучше оставить все, как есть. В конце концов хорошо настроенные вибрейки в ежедневном катании мало чем проигрывают дисковым тормозам.

Заключение

V-brake тормоза отличаются низкой стоимостью и простой настройкой. Установка моделей производится довольно просто. При работе следует соблюдать инструкцию к механизму. Использование в производстве новейших технологий позволяет продлить срок эксплуатации тормозов. При выборе моделей отдайте предпочтение фирменным вариантам от проверенных производителей.

 

Михаил Ерофеев

Привет, являюсь профессиональным механиком велосипедов со стажем более 10 лет, произвожу ремонт и обслуживание профессиональных велосипедов! Выполняю ремонт практически любой сложности. За плечами огромный опыт работы в профессиональных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга. Также огромный опыт эксплуатации велосипедов в профессиональном спортивном прошлом. Произвожу обслуживание вилок, сборку колёс и подбор спиц, гидравлику, трансмиссию и т.д. На этом сайте делюсь опытом и веду блог в интересной для меня теме, сохраняйте в закладки сайт, пишите комментарий, будем общаться!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий