Устройство передней вилки горного велосипеда: виды конструкции

Устройство передней вилки горного велосипеда: виды конструкцииУстройство передней вилки горного велосипеда отличается наличием амортизатора. Мягкая вилка увеличивает комфорт при катании по пересеченной местности.

Со временем любой владелец горного байка приходит к необходимости технического обслуживания элемента. Именно тогда на помощь приходит инструкция по разбору и монтажу механизма.

В нашей статье мы собрали для вас все необходимые материалы, позволяющие без труда произвести ремонт любого типа вилки своими руками. Вы не только ознакомитесь с устройством механизма, но и узнаете названия деталей, а также разберетесь в их функциональности.

Устройство передней вилки горного велосипеда: виды конструкции

Типы вилок

Вилки горного велосипеда можно условно разделить по устройству амортизации и особенностям механизма.

По амортизационной системе вилки делятся на

  • жесткие;
  • воздушные;
  • пружинные;
  • пружинно-масляные;
  • пружинно-эластомерные;
  • воздушно-масляные.

Жесткая конструкция вилок позволяет велосипедисту развить высокую скорость при катании по шоссе. Работа амортизатора на такой дороге только бы тратила усилия и раскачивала велосипед. Многие горные байки оснащены вилками с функцией блокировки амортизатора. Это очень удобно. Устройство можно заблокировать при выезде на дорогу, а после разблокировать при съезде на неровный грунтовый путь.

Пружинно-элатромерые и пружинные воздушные варианты прекрасно смягчают крупные неровности, отлично амортизируются, например, соскоки с бордюров, но при этом плохо защищают от мелких неровностей дороги.

Воздушно-масляные и пружинно-масляные механизмы прекрасно справляются с мелкими неровностями: вибрация от такой дороги практически не ощущается байкером.

Воздушно-масляные и воздушные модификации обладают опциями настройки: их можно подогнать под вес велосипедиста. Как правило, расчет идет на стандартный вес от 70 до 100 кг. Регулировка такого типа вилок производится особым насосом, рассчитанным на высокое давление. Приобрести его можно в любом велосипедном магазине. Также многие горные модели содержат насос в комплекте, идущем вместе с аксессуарами велосипеда при покупке.

Виды вилок по особенностям конструкции:

  • однокоронные (обычные);
  • двухкоронные;
  • одноногие;
  • перевернутого типа.

Однокоронные вилки ставятся на туристические баки, велосипеды для езды по грязи (дерт), байков для заездов по пересеченной местности (трейл дисциплина) и эндуро соревнований на выносливость.

Двухкоронные модификации подходят для экстремального катания, например, даунхилла и фрирайда.

Одноногие модели удерживают ось только с одного края. При ремонте камеры велосипеда нет необходимости демонтировать переднее колесо, что очень удобно. Вилка имеет консольный механизм крепления.

Перевернутые вилки применяются редко, в основном, для хардкорного фрирайда (прыжков на велосипеде с высоты).

Устройство вилки

Давайте теперь подробнее поговорим о частях конструкции, их названиях и функционале.

Штоком называется ось вилки, соединенная с короной неподвижным креплением. Деталь используется для установки вилки на раму байка или монтажа в рулевую колонку. Также шток необходим для крепления руля и его выноса. Изготавливается деталь из алюминия, стали или карбона.

Короной называется деталь, в которую монтируется штоки и «ноги» вилки велосипеда. В модификациях с одной короной ноги и шток неразделимы с самой короной. В вариантах с двумя коронами только нижняя корона имеет жесткое соединение со штоком. Верхняя корона лишь надета на него и является подвижной. При этом имеется возможность регулировки ног под длине. Изготовление элемента осуществляется путем литья, материалом является алюминий. Вилки среднего и высокого сегмента часто проходят через ковку. Также имеются карбоновые варианты.

Ногой вилки называется элемент, входящий в штаны. Деталь подвижно заходит в них около амортизационной вилки или же удерживает само переднее колесо в жестких вариантах механизма. Ноги вилок с амортизатором содержат внутри демпферы и пружины, систему блокировки амортизатора, механизм регулировки жесткости. У моделей с жесткими вилками ноги приятно называть перьями велосипеда. Детали изготавливаются из углеродной стали, подлежат хромированию.

Стоит отметить, что чем выше стоимость велосипеда, тем лучшим является уровень обработки детали. Дорогие модели имеют повышенную толщину хромированного слоя.

Штанами называется цельная двойная деталь. Она состоит из двух стаканов, соединенный жесткой скобой, имеющей название гориллы. Деталь входит в механизм вилок, имеющих амортизатор. У жестких модификаций она отсутствует. Штаны в перевернутых моделях вилок имеют литую конструкцию, состоящую из стаканов и короны.

Элемент изготавливается их сплава алюминия и магния (в среднем и высоком ценовом сегменте). При этом чем больший процент магния в составе сплава, тем больше прочности детали. Более дорогие модели содержат более высокий процент, их качество выше, детали надежнее. Также штаны дорогих моделей иногда производятся по технологии многослойного моделирования, материалом в которой служит карбон и алюминиевый сплав.

Крепление для дискового тормоза представляет собой две пустые стойки, оснащенные внутри резьбой. Резьба позволяет неподвижно зафиксировать в них калиппер (суппорт байка).

Резьба позволяет неподвижно зафиксировать в них калиппер

Брейк боссами называются две оси, имеющие внутри резьбу. На них надеваются рычаги тормозов V-brake (ви-брейки) или тормозов кантилеверного типа.

Дропаутами называются крепежи, предусмотренные для оси. Они представляют собой «ушки» на нижних концах штанов. Перевод английского называния показывает, что устройство предназначено для быстрого снятия переднего колеса. Для этого необходимо лишь открутить крепежные гайки или ослабить эксцентриковые крепления оси. Есть несколько стандартных размеров дропаутов.

Стандарт QR9 рассчитан на 9 мм. диаметр оси, QR15 – имеет закрытые ушки, рассчитанные на полую ось 15 мм. диаметра. Модификация QR20 имеет закрытые ушки и предназначена для использования со вставной полой осью, имеющей 20 мм. диаметр.

Большинство вилок имеет нераздельные со штанами дропауты. В карбоновых вариантах штанов крепления представляют собой отдельные элементы, выполненные из алюминиевого сплава. Дорогие модели имеют дропауты, сделанные из нержавеющей стали. Алюминиевые дропауты ржавеют при повреждении лакокрасочного покрытия из-за коррозии магния.

Внутреннее устройство вилки

Пыльники

Вилки среднего и высшего ценового сегмента имеют пыльники из неопрена, соединенные с сальниками. Недорогие модели оснащены стандартными резиновыми пыльниками, напоминающими гармошку.

Сальники

Сальниками называются элементы, предохраняющие амортизационную вилку от грязи и осадков. Детали предотвращают смешивание масла с посторонними частицами. Если сальник поврежден, в ноги вилки попадут мелкие посторонние предметы или жидкости.

Направляющие

Направляющие представляют собой тонкостенные пластиковые втулки. Располагаются элементы внутри штанов амортизационной вилки. Крепеж этих деталей осуществляется при помощи специальных фиксирующих язычков.

Регулятор жесткости

Некоторые вилки снабжены регулятором жесткости. Деталь представляет собой болт, расположенный внутри наружной гайки. Болт осуществляет сжатие пружины в одной из ног вилки. Регулятор жесткости также имеет называние регулятора преднагрузки или preload. Механизм работы достаточно прост: гайка имеет внутри полый стержень, оснащенный снаружи резьбой. От ручки вращающее движение передается стержню. Каждый оборот резьбы преобразует вращающее движение в линейное перемещение стержня.

Блокиратор амортизационного механизма

Мы уже упоминали, что некоторые модели имеют удобный механизм блокировки амортизации. Деталь находится в ноге вилки и превращает амортизационную мягкую вилку в жесткую, как у шоссейника. Вид рычага блокировки зависит от модели велосипеда. У некоторых байков он находится на вилке, в других располагается на самом руле и соединяется с вилкой при помощи троса. Недорогие модели велосипедов имеют альтернативный механизм блокировки амортизации, представляющим собой пластмассовые заглушки.

Механизм блокировки имеет нижний и верхний ограничители. При перемещении положения рычага происходит поворот верхнего ограничителя. При таком положении верхнего элемента нижний уже не может зайти в его отверстие, то есть вилку, по сути, заклинивает.

Пружины

Вилка горных моделей имеет пружины. Пружинные, пружинно-маслянные и пружинно-эластромерные модификации имеют стальные или титановые элементы. Воздушно-масляные и воздушные вилки не имеют пружин: их роль выполняет сжатый воздух. Для препятствия утечки сжатого воздуха из камеры, модели оснащены более плотными сальниками. Уплотнения в них создают дополнительное трение при работе, поэтому такие механизмы менее чувствительны к гашению небольших неровностей дороги. Дорогие модели такого типа имеют дополнительную воздушную камеру, позволяющую увеличить чувствительность механизма. Стоит помнить о том, что уплотнители воздушных вилок теряют свои свойства при отрицательной температуре. Они снижают эластичность и постепенно все же начинают пропускать воздух.

Демпфер

В амортизационной вилке демпфер замедляет отскок пружины после сжатия. Если бы вилка резко отскакивала вверх, это бы негативно влияло на сцепление переднего колеса с дорогой: оно бы тоже подскакивало. К тому же, такие толчки не прошли бы незамеченными для самого велосипедиста. Демпфер профилактирует усталость рук и защищает их от резких ударов при работе пружины.

демпфер замедляет отскок пружины после сжатия

В чисто пружинных модификациях и воздушных вилках элемент отсутствует. В пружинно-эластомерных моделях установлен эластомерный демпфер. Элемент представляет собой кусок мягкого пластика, вставляемый внутрь самой пружины. При сжатии пружины сжимается и сам пластиковый демпфер, расширяясь в диаметре. Отскок пружины не может быть произведен моментально из-за удерживающего ее пластика. Мягкий пластик при этом покрыт особой густой смазкой. Это сделано для того, чтобы пружина не смогла повредить его. Смазка эластомерной детали нуждается в регулярном обновлении.

Воздушно-масляные и пружинно-масляные модификации используют вместо демпфера масло. При опущении вилки масло перетекает через специальный клапан. При возврате вилки клапан закрывается, масло при этом просачивается медленно через оставленные маленькие отверстия. Энергия пружины переходит в тепловую и рассеивается маслом.

Масляные демпферы делятся на три вида:

  1. Открытая ванна. Такая модель имеет клапаны в обоих цилиндрах штанов амортизационной вилки.
  2. Полуванна. Рассчитанное на работу одного клапана масло находится в одной ноге вилки и не должно вытекать в штаны.
  3. Закрытый демпфер. Представляет собой неразборный герметичный картридж.

Естественно, что модели, имеющие амортизационную вилку, обладают и большим весом по сравнению с байками на жестких вилках. Количество деталей в амортизационной вилке существенно выше.

Техническое обслуживание

Амортизационная вилка предполагает как минимум ежегодную проверку и техническое обслуживание деталей. Необходимо разбирать механизм, проверять исправность деталей, менять масло.

Придерживайтесь следующих правил ухода за элементами:

  • Каждые 4000-5000 км. пробега меняйте масло в картриджах.
  • Каждые 100-150 км. проверяйте сохранность сальников и, при необходимости, заменяйте элементы на новые.
  • При ежедневном катании, раз в неделю проверяйте манжеты.
  • Производите регулярный осмотр вилки на предмет трещин и сколов.

Настройка вилки

Разные типы вилок предполагают и разные варианты настроек. Единый стандарт вилок отсутствует, поэтому при настройке механизма необходимо иметь под рукой заводскую инструкцию.

  • Lock Out имеется на всех типах устройств и представляет собой блокатор езды. Функция используется при катании в гору или перед заездом на ограничитель типа лежачего полицейского. *Частое использование функции не рекомендуется, оно может привести к скорому износу частей вилки.
  • Preload представляет собой настройку предварительной нагрузки.
  • Compressione & Rebounde представляет собой регулировку сжатия переключателя. Настройка имеется в дорогих моделях и байках профессионального уровня. Применяется для предотвращения перекоса рамы и потери сцепления при катании с большой нагрузкой, например, в даунхилле или дампе.
  • Extension control. Настройка позволяет регулировать длину хода. *Эксплуатация вилки в таком режиме может чрезмерно износить вилку. Настройка является достаточно редкой и встречается лишь на отдельный моделях.

Итоги

Передняя амортизационная вилка горного велосипеда имеет достаточно сложное строение. Единый стандарт отсутствует, поэтому ремонт и обслуживание механизма зависит от его типа. Своевременный уход за элементами вилки поможет продлить срок службы устройства и положительно повлияет на ездовые показатели велосипеда.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий