Динамо-машины для велосипеда. Типы, характеристики, советы по выбору

Динамо-машины для велосипеда. Типы, характеристики, советы по выборуДинамо-машина для велосипеда существенно повышает автономность райдера. С ее помощью можно зарядить телефон или фотоаппарат, компьютер или навигатор. Нет необходимости искать источник питания или тратить время на остановку. Устройство дает возможность зарядить гаджеты на ходу. В статье мы подробно рассмотрим типы динамо машин для велосипеда, а также дадим советы по выбору оптимальной модели.

Конструкция. Динамо-машина для велосипеда или велогенератор представляет собой электрогенератор, вырабатывающий энергию прямо во время езды. Модели бывают нескольких видов. Все современные варианты при этом отличаются удобством, легкостью и практичностью.

Многие варианты можно установить на велосипед самостоятельно. Для этого не требуется каких-либо навыков.

Динамо-машины для велосипеда. Типы, характеристики, советы по выбору

Виды велогенераторов

Устройства, вырабатывающие ток, бывают

  • втулочными
  • бутылочными
  • другого типа

Бутылочный вариант является наиболее простым по конструкции и самым дешевым. Он обладает небольшой мощностью, по сравнению с аналогами. Конструкция представляет собой приводной ролик, приходящий в движение при соприкосновении с протектором колеса велосипеда.  Устройство такого типа менее популярно, чем динамо втулки.

Втулочный вариант представляет собой осевую динамо-машину. Отличается устройство более высокой стоимостью. Установка втулки требует особых навыков. Осуществить монтаж без подготовки довольно сложно.

Процесс выработки электричества запускается при кручении колеса. Минусом устройства является невозможность его отключения.

Стоит помнить о том, что при наличии динамо-машины определенный процент усилий от педалирования будет идти на выработку электричества. Поэтому поездка в гору или катание по сложному покрытию будет отнимать у райдера больше сил.

Бутылочные динамо машины популярны, скорее, не из-за своего удобства, а благодаря низкой стоимости. Райдеры, которые могут позволить себе дорогую модель, почти всегда предпочитают именно втулки.

Плюсы и минусы моделей

Для начала рассмотрим преимущества и недостатки бутылочного варианта.

Среди плюсов можно выделить:

  • Простой монтаж по сравнению с втулочным вариантом.
  • Низкую цену.
  • Возможность быстрого отключения устройства.

Минусами генераторов такого типа являются:

  • Довольно большой вес (около 250 грамм).
  • Шумная работа. Во время движения слышится постоянный стрекот.
  • Довольно заметное сопротивление движению.
  • Невысокая мощность и, соответственно, слабый свет фары.
  • Зависимость от погодных условий.
  • Невысокая устойчивость к механическому воздействию. При катании велик риск смещения механизма или его повреждения при падении велосипеда.
  • Необходимость регулярной проверки состояния устройства и крепежей.

Теперь давайте рассмотрим преимущества и недостатки динамо втулки. Среди плюсов можно выделить:

  • Бесшумную работу устройства.
  • Минимальное трение.
  • Отсутствие хрупких или подвижных внешних частей.
  • Отсутствие необходимости постоянного контроля сцепления, герметичности и т. д.
  • Автоматическое включение устройства при кручении колеса.
  • Отсутствие необходимости заземления. Устройство является изолированным.

Минусы динамо втулок:

  • Довольно сложный процесс монтажа механизма. Часто возникает необходимость переспицовки колеса или установки более коротких спиц другого производителя, нежели сам велосипед.
  • Переменный ток, вырабатываемый устройством, нуждается в выпрямлении.
  • Отсутствие возможности выключения устройства во время катания.
  • Постоянное горение фонаря приводит к перегрузкам и сокращает срок его службы.

Как видите, минусов у втулок меньше, чем у бутылочных механизмов. Однако не спешите делать выбор, не ознакомившись со всеми техническими особенностями устройств. Ниже мы рассмотрим строение моделей, сравним их параметры и дадим советы по выбору оптимального варианта.

Особенности динамо втулок

Простой монтаж по сравнению с втулочным вариантом.

Бутылочная динамо-машина для байка подает постоянный ток. Динамо втулка же вырабатывает переменное напряжение, без полярности. Светодиодная фара в таком случае потребует наличия выпрямительного моста для своей работы. Переходник необходим для всех устройств, рассчитанных на питание от постоянного тока.

Втулка осуществляет работу по закону электромагнитной индукции. Деталь оснащена многополюсным магнитом, по своей форме похожим на кольцо и вращающимся вокруг катушки или, как его еще называют, якоря.

Втулка монтируется на переднее колесо байка таким образом, чтобы контактный разъем устройства смотрел направо. Если установить механизм в обратную сторону, это может привести к некорректной работе.

Контактный разъем при установке следует надежно закрепить. Дропауты велосипеда при этом должны располагаться строго параллельно, иначе есть риск люфта оси генератора, который может привести к излишнему трению внутри устройства и появлению посторонних шумов при его работе.

Если при монтаже бутылочного варианта никаких особых действий предпринимать не приходится, то установка втулки требует не только съема колеса, но и его разбора. Почти наверняка понадобятся резервные спицы укороченной длины.

После разбора колеса новые спицы помогают закрепить устройство. Натягивать их следует поочередно, равномерно распределяя усилия между всеми элементами. Заключительным шагом производится балансировка и проверка корректной работы механизма.

Как выбрать

Перед тем, как приобрести модель, следует изучить технические параметры устройства, а также ознакомиться с отзывами реальных покупателей. Некоторые виды генераторов не подходят под светодиодные или другие фары. Все это следует узнать заранее. Подключение несовместимых приборов может вывести их из строя.

Для некоторых типов фар лучше сразу приобрести полупроводниковые регуляторы.

Стоит также помнить о том, что генераторы бутылочной конструкции тускло освещают дорогу. Они не дают большой мощности. Динамо втулка, напротив, хорошо светит даже на небольшой скорости. Переменный ток обладает низкой частотностью. Увеличение скорости велосипеда будет приводить к более яркому горению фонарика.

Специалисты советуют приобретать динамо втулки вместе с выпрямителями. Это дополнительное устройство повысит эффективность работы фар велосипеда.

Стоит также обратить внимание на то, чтобы мощность осветительных приборов соответствовала мощности динамо устройства. При выборе моделей генераторов обращайте внимание на совместимость размеров колес с параметрами модели. Игнорирование параметров может привести к некорректной работе генератора или механическим препятствиями при кручении колеса велосипеда.

При выборе втулки стоит обратить внимание на советы производителя относительно предельно допустимой массы велосипедиста и багажа. При превышении лимитов могут наблюдаться снижение эффективности тормозов или даже заклинивание колеса.

Возможность быстрого отключения устройства.

Помните о том, что динамо-машина является по своей сути электрическим прибором. Не прикасайтесь к клеммам при движении велосипеда. Это может вызвать удар током. Соблюдайте все предписанные производителем меры безопасности по обращению с устройством.

Наиболее распространенными являются модели на 12 вольт. И хотя некоторые умельцы умудряются сделать динамо-машину своими руками, легче и надежнее все же купить готовый вариант, тем более что стоимость современных моделей совсем невелика. Втулка проверенного бренда, например, Шимано, стоит от 3000 рублей. Бутылочный вариант генератора стоит существенно меньше.

Есть ли альтернативы

Многих интересует, существуют ли альтернативы бутылочным генераторам и динамо втулкам. Давайте кратко рассмотрим перечень устройств, подходящих для зарядки телефона и других гаджетов в походных условиях.

До появления велосипедных динамо-машин, основным вариантом среди туристов был ручной генератор. Устройство вырабатывает ток только при ручном кручении рычага. Минусом его является также довольно шумная работа. Конечно же, в велопоходе хватает и других забот, помимо кручения ручки генератора, поэтому на сегодня данные модели практически не используются.

Альтернативой может служить и солнечная батарея. Однако устройство существенно зависит от погодных условий и неприменимо большую часть времени года в России. Помимо всего прочего солнечные батареи отличаются довольно хрупкой конструкцией, которую легко повредить. Поломка устройства способна оставить райдера без электричества в дали от цивилизации.

Самым популярным вариантом среди велотуристов является простой PowerBank. Разумеется, он имеет определенные преимущества. Зарядка такого типа работает, независимо от того, крутите вы педали или нет. Повербанк занимает относительно немного места. Минусом его является лишь то, что после разрядки он становится лишним балластом в багаже.

Идеально, если повербанк будет сочетаться с наличием динамо втулки или бутылочного генератора. Так вы не только будете иметь электричество во время движения, но и запасетесь им на время привала.

Заключение

Электрогенератор для велосипеда представляет собой удобное современное устройство, повышающее автономность велосипедиста в дальних путешествиях. Динамо-машина позволит райдеру не только забыть о проблеме смены батареек в фонариках, но и поможет зарядить телефон, ноутбук или фото камеру. Современные модели известных производителей несомненно внушают доверие. Недорогие и функциональные бутылочные устройства привлекают легкостью установки и возможностью быстрого отключения. Динамо втулки хоть и требуют определенных усилий и навыков при установке, обладают большей мощностью и работают бесшумно. Нельзя сказать, что какой-то вариант абсолютно превосходит другой. Каждый механизм по-своему удобен и несомненно найдет своих покупателей.

Василий Журавлёв

Привет, уважаемые читатели, меня зовут Василий Журавлёв, я фанат велосипедов и все, что с ними связано, на данном сайте рассказываю про велосипеды и комплектующие и другие интересные факты. Желаю вам классных поездок на самом лучшем транспорте- велосипеде!

Оцените автора
Для любителей велосипеда
Добавить комментарий